10 известных людей, которые шли на любые хитрости и жертвы, чтобы их творения увидели свет
Для творческих людей в любые времена быть специалистом в своем деле — это только половина успеха. Важно еще не отступить от цели прославиться и все-таки донести до людей идеи и плоды творчества. А как это сделать — каждый решает по-своему.
1. Сальвадор Дали создал «спонсорство имени себя»
В 30-е годы XX века Сальвадор Дали уже был известным и популярным. А вот с финансами дела обстояли не слишком хорошо. Когда Дали остался без денег, он понял, что можно быстро получить их хитростью. Они с Галой сказали некоторым людям, что теперь каждый месяц все должны платить художнику зарплату. В обмен на это каждый из них получал по одной картине авторства Дали в год. Активную роль в привлечении коллекционеров играла Гала. Общество называлось «Зодиак». Эта идея сработала, и дела художника поправились.
Позже Дали решил, что нужно презентовать себя в Америке. Эксцентричная репутация художника должна была идти впереди него и создавать нужный эффект. По трапу корабля он сошел, размахивая двухметровым багетом, который специально для него испекли на пароходе, а журналистам заблаговременно раздали плакаты с надписью «Нью-Йорк приветствует меня!». Без помощи меценатов тут тоже не обошлось — громко заявить о себе в Нью-Йорке Дали помогла патрон искусств Каресс Кросби. Она же закатила в честь отъезда художника сюрреалистический бал, который попал на первые полосы мировой прессы.
2. Иван Бунин просил хвалить себя
Иван Бунин начал писать стихи и пробовать себя в романистике уже в школьные годы. Первое стихотворение напечатали, когда ему было 17 лет. А в 21 он выпустил свой дебютный сборник стихов, который рассылался бесплатно всем подписчикам газеты «Орловский вестник», в которой в то время работал Бунин. Бесплатная «реклама» сработала не слишком хорошо. После того как первый сборник стихов Бунина не заинтересовал читателей, поэт решился на неприличный шаг. Он сделал так, что его знакомые стали получать письма с экземпляром сборника внутри, а в письме он просил их написать отзыв. «Хвалите, пожалуйста, хвалите», — писал Бунин.
Кроме этого, начинающий писатель делал все, чтобы войти в литературные круги, современники вспоминали его как «полного жизни молодого человека», отмечали обаяние. Приезжая в столицу или крупные города, он тут же знакомился с ключевыми фигурами, используя любые поводы. Так он познакомился с Константином Бальмонтом, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Антоном Чеховым.
3. Марлон Брандо жил как инвалид целый месяц
Марлон Брандо никогда не скрывал, что является приверженцем системы Станиславского. Это доказала и его работа над ролью в фильме «Мужчины». Он хотел максимально достоверно показать на экране травмированного ветерана войны. Для этого актер лег в госпиталь на месяц. Он лежал в кровати и наблюдал, как именно передвигаются люди, у которых ампутированы конечности, пытался подражать им. Затем он стал учиться перемещаться с кровати в кресло только при помощи рук, и ему эту удалось. Познакомившись в больнице с одним из ветеранов с ампутированными руками, актер с его помощью научился закуривать сигарету, не используя конечности.
4. Томас Эдисон создал тысячи вариантов лампочек, прежде чем получил идеальную
Знаменитый изобретатель лампочки и фонографа в детстве был болезненным ребенком, а учителя считали его глуповатым. В итоге он не окончил школу, его мать решила, что домашнее обучение будет более эффективным.
Его первые изобретения оказались никому не интересны, хотя позже считалось, что они опередили время. Эдисон придумал прибор для подсчета голосов в парламенте и устройство для автоматической записи биржевых курсов. А вот его система телеграфирования биржевых бюллетеней о курсе золота и акций была куплена одной нью‑йоркской компанией за $ 40 тыс.
Когда он занялся изобретением лампочки, то создал около 1 000 прототипов, прежде чем его удовлетворил результат. Поэтому Эдисона называли «самым настойчивым изобретателем». Проверяя характеристики угольной цепи лампы, он провел в лаборатории около 45 часов без сна и отдыха. А чтобы найти нужный материал для нити накаливания, ему пришлось перепробовать 6 000 разных растений, пока изобретатель не остановился на японском бамбуке.
5. Пьер Огюст Ренуар рисовал даже тогда, когда уже не мог держать кисть
Художник не мог представить своей жизни без работы, но в пожилом возрасте у него начинался артрит, который прогрессировал очень быстро. Лечение не слишком помогало, а только на время облегчало симптомы, суставы распухали, и руки не слушались художника. Но он все равно не мог бросить рисовать.
Сначала это повлияло на стиль его работ: критики отмечали, что мазки стали более широкими. Когда художнику стало совсем больно держать кисти, сиделка прокладывала между пальцами и кистью тканевые полоски, чтобы избежать трения о тонкую и болезненную кожу. Так родилась легенда о том, что кисти Ренуару привязывали к рукаву, чтобы он мог писать.
6. Владимир Маяковский заявил о себе как о рекламном агенте
Мы знаем Маяковского как поэта, но между тем он был и довольно успешным рекламным агентом. Так он продвигал свои стихи и стал гораздо известнее. Он просто заходил в государственные учреждения и рассказывал, что привлечет внимание людей и увеличит продажи при помощи ярких рекламных плакатов со стихами. Получив заказ, Маяковский работал в паре с художником Родченко. Тот рисовал плакаты, а Маяковский придумывал к ним рифмованные продающие тексты. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Также поэт писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», «Московского пролетария». Это позволяло широкой публике узнать о нем и прочитать уже некоммерческие стихи.
7. Фридрих Гендель выступал на музыкальных состязаниях
В начале своей карьеры знаменитый немецкий композитор жил в Гамбурге, он выбрал этот город потому, что в нем был единственный в то время оперный театр, где и поставили его первые две оперы. Чуть позже он понял, что в городе ему становится тесно, и переехал в Италию, где надеялся строить карьеру дальше. Но несмотря на то, что у него были покровители, публика встретила его музыку довольно сдержанно, потому что немецкий стиль был чужд итальянцам. Но Гендель быстро уловил стилистику и занялся постановкой оперы «Родриго», которая уже имела успех у публики.
Своеобразной рекламой для композитора стало то, что он участвовал в публичных музыкальных соревнованиях и в них побеждал лучших музыкантов Рима, чем вызывал живой интерес людей.
8. Джек Лондон из-за романа опустился «на дно» Лондона
Многие романы писателя основаны на личном опыте, который у Джека Лондона был богатым: он был и моряком, и кочегаром, и золотоискателем. Но писатель не получал этот опыт специально для написания книг, это просто была его жизнь. А вот чтобы написать достоверные романы о судьбе рабочих — «Железная пята» и «Люди бездны», — он решил сам увидеть жизнь этих людей. Писатель переоделся бедняком и прожил в нищем квартале Лондона несколько месяцев. Это было нужно для того, чтобы на себе ощутить все лишения и унижения, переживаемые социальными низами.
9. Генри Миллер не ждал верности от жены в обмен на печать своих произведений
Когда Генри Миллер женился во второй раз, он еще не был известным писателем, а только мечтал прославиться. Он работал управляющим в финансовой компании и пробовал писать рассказы. Его жене был всего 21 год, и вокруг нее всегда вились ухажеры. Новоиспеченная жена предложила Миллеру идею: он пишет короткие рассказы на 10–12 строк, печатает их на разноцветных карточках, а она выдает их за свои и продает обеспеченным ухажерам. Идея оказалась коммерчески успешной, и вскоре женщина стала получать заказы на небольшие истории от журналов. Их, конечно, выполнял Миллер.
Вскоре к ней обратился обеспеченный господин, который заказал роман, предложив свое спонсорство и покровительство, а также оплату творческой командировки в Париж. Женщина согласилась и предоставила в качестве набросков неопубликованные работы Генри, выдав их за свои. Авантюра удалась: вскоре Миллеры отправились в парижский отпуск, откуда Джун привезла поклоннику роман «Молох».
10. Ральф Лорен взял кредит из-за галстуков
История знаменитой компании Polo Ralph Lauren началась с обычных галстуков. Ральф Лорен был полон амбиций и мечтал стать модельером, но начал свою карьеру с позиции продавца-консультанта в магазине Brooks Brothers. Затем устроился в компанию Rivetz & Co, которая занималась пошивом галстуков. Галстуки были обычными для того времени — узкими «селедками». Ральф внес новаторское предложение — начать шить более яркие и широкие галстуки. Его идею отвергли, но он уже не мог отступить. Галстуки должны были увидеть свет. Сначала он продавал изделия в своем маленьком магазине, потом о нем узнала широкая публика, а большие универсальные магазины стали брать их на реализацию. Поэтому он рискнул взять кредит и открыл собственную компанию.