ПРО ДЕВОЧЕК-ОТЛИЧНИЦ: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы.

Есть девочки, которые от рождения слишком эмпатичны и слишком нейротичны. Они жалеют залетевшую муху и безногую куклу, тащат с улицы котят, рано спрашивают о смерти. В них слишком много тревоги, и единственное, что может их стабилизировать – это спокойные, довольные взрослые. Когда взрослые нестабильны, мир этих девочек сползает в тартарары.

Они миротворцы, медиаторы, буферы. Раз мама радуется пятёркам – они будут получать пятёрки. В силу высокого интеллекта сензитивным малышкам учиться легко и потому не особо интересно. Оценки «отлично» лишены для них персональной ценности: они не ставили себе высоких целей вроде «научиться делить столбиком» или «освоить десятичные дроби», это не их вызов. Но похвала за прилежание приятна и помогает справиться с внутренним раздраем при помощи мамы. Мама довольна? Значит, можно жить дальше.
Так шаг за шагом девочки подсаживаются на крючок внешних оценок.

Им бы найти что-то своё – то, что поддержит, увлечёт и позволит пережить вкус личной победы, но увы. После школы по расписанию фортепиано, которое тоже очень радует родителей.

Потом, спустя двадцать с лишним лет в кабинете психотерапевта они будут сетовать на пустоту и немоту глубоко внутри – я себя не слышу, не понимаю, что меня греет, я не чувствую интереса к жизни.
А как иначе, если ты четверть века живёшь чужими радостями?

«Папа закончил школу с медалью потому, что у него уникальная голова» – объясняю я Лизке. Если ты ухватываешь информацию раз в пять быстрее, чем в среднем по больнице, то медаль карман не оттянет. Если нет – не стоит и пытаться.

Годам к пятнадцати хорошо бы иметь свою систему ценностей, определяющую, куда инвестировать в первую очередь, а куда по остаточному принципу. Я надеюсь, что скоро у моей дочери найдутся более интересные планы, чем пятёрка по ОБЖ.

Врождённая чуткость играет против. «Что за ерундой ты сейчас занимаешься?» – всё, никакой ерунды, мгновенный отказ от себя ради спокойствия в доме. Хотя эта самая ерунда могла бы подсказать вектор развития собственной души, а не привычки чувствовать за других.

Ерунда – это то, что потом, через много лет, будет возвращено себе как великий подарок. Просто лежать и мечтать. Танцевать. Драться. Верить своему телу. Верить в свою силу. Девочки-отличницы здесь тянут максимум на тройку.

Итак, сами по себе пятерки и грамоты для психического здоровья не опасны – особенно изредка и для мальчиков. Но если они становятся способом коммуникации с миром по причине отсутствия других способов заявить о себе и если они идут в ущерб по-настоящему созидательным занятиям (а созидательно то, что помогает адаптироваться в мире, а не создает видимость адаптации), тут родителям хорошо бы включиться и помочь своим чудесным дочерям сэкономить на психотерапевте.

Что делать с такими девочками? Ох, много что:

  • Научить регулировать свои эмоции самостоятельно, без помощи близких (свои для этого тоже нужно уметь регулировать).
  • Ориентировать не на чужую оценку, а на свою. Справилась или нет? Получилось ли лучше, чем вчера? Смогла ли добиться того, чего хотела?
  • Никогда не использовать в качестве домашнего терапевта, не нагружать своими надеждами и опасениями.
  • Добавить в семейный уклад весёлого раздолбайства.
  • Позаботиться, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки.
  • Не обсуждать без особой надобности школьную успеваемость и качество выполнения уроков.
  • Вместе мечтать.
  • Снизить контроль.
  • Поддерживать любые начинания – даже самые, на ваш взгляд, глупые. «Попробуй» вместо «да, но…»
  • Делиться своим опытом обретения себя.
  • Не рычать, как собака из будки, на проявление несогласия.
  • Уважать не совпадающими с вашими детские вкусы.
  • Не запугивать будущим.
  • Жить своей жизнью.